Пояснительная записка
Рабочая программа кружка составлена в соответствии:
— с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( п.9 ст.2, п.1 ст.48;
— с требованиями ФГОС ООО ( приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373, приказ Минобрнауки от 17.12.2010 г. № 1897 с учётом внесённых изменений методических рекомендаций);
— с приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
— с приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
— с концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;
— С письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
— основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Челутайская средняя общеобразовательная школа», в соответствии с федеральным базисным учебным планом, кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся основной школы.
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с современными требованиями дидактики начального обучения, учёта психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Основная идея курса – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром. Так как главными проблемами человечества в XXI веке будут экологические, то курс «Мир вокруг нас» разработан с экологических позиций.
Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека, передавать красоту окружающего мира используя различные техники декоративно-прикладного искусства.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
- Цели и задачи программы:
Цель кружка «Мир вокруг нас» — воспитать гуманного, творческого, социально-активного человека, уважительно и бережного относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи:
Воспитание любви к своему селу, к своей Родине, формирование опыта экологически и эстетически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развития интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Цель занятий состоит в освоении практического применения знаний и умений при изучении различных растений, животных, птиц.
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.
Ценностными ориентирами содержания программы в начальной школе являются:
—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
—формирование представлений о природе как универсальной ценности;
—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Основной акцент в содержании программы сделан на развитии у школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, водоём и т. п.).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция программы заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения программы будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
Актуальность и новизна. Данный курс вводит детей в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез, позволяет расширить знания и представления учащихся о природе, жизни животных и птиц, раскрыть тайны окружающего мира, привить любовь и бережное отношение к природе родного края. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастья открытий.
Занятия в кружке «Мир вокруг нас» проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. Срок реализации программы — 2 года.
Занятие по теме состоит из двух частей:
- теоретической — знакомство с отдельным представителем флоры или фауны России.
- практической — выполнение изученного объекта различными средствами в выбранной технике декоративно — прикладного искусства.
Состав групп постоянный, количество учащихся –15 человек.
Основные принципы организации деятельности учащихся:
- Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
- Принцип научной организации
- Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся
- Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования
- Принцип целостности
- Принцип непрерывности и преемственности процесса образования
- Принцип личностно-деятельностного подхода
- Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)
- Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур
- Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов
- Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации
- Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение
- Принцип межведомственности, учитывающий координацию деятельности педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей, психологов и позволяющий получить всестороннюю характеристику образовательного, нравственного, социального, физического здоровья детей.
Принципы отбора содержания.
- Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).
- Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).
- Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
- Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.
- Систематичность, последовательность, наглядность обучения.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Вводное занятие
Окружающий нас мир, Знакомство с миром природы.
Практическая работа: экскурсия в школьный парк. Определение объектов природы. Сбор природного материала.
Окружающий нас мир
Природа вокруг нас 1
Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Живая, неживая природа.
Практическая работа:
Экскурсия в природу. Составление таблицы «Живая и неживая природа». Изготовление природного лото.
Животные вокруг нас
Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк?
Практическая работа:
Коллективная работа «Насекомые на лугу», чтение и обсуждение произведений Бианки о птицах, их отличительных признаках «Чей нос лучше?», «Лесные домишки». Посещение зоопарка. Конкурс рисунков о животных.
Растения вокруг нас
Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Что это за листья? Что такое хвоинки? Что общего у разных растений? Выясняем, что такое экология.
Практическая работа:
Изготовление гербария из природного материала. Практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений по гербариям, выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Работа в парах и группах «Сложи из частей растение». Расскажи о значении корня для растений. Посадка комнатных растений.
Итоговая работа по курсу(4)
Подготовка выставки поделок из природного материала. Инсценирование сказки Г.К.Андерсена «Ель».
Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля – планета.
Планета Земля(27)
Наша земля на глобусе и карте
Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Солнечная система. Наша Земля на глобусе и карте.
Практическая работа:
Игра с макетом Земли – глобусом. Работа со справочной литературой. Изображение Земли в рисунках детей. Моделирование Солнечной системы.
Формы поверхности земли и родного края.
Основные формы поверхности Земли. Горы, равнины, низменности, возвышенности нашего края.
Практическая работа:
Поделка из пластилина ( ГОРЫ, ВУЛКАНЫ). Выставка рисунков на тему «Рельеф – лицо Земли».
Водоёмы
Куда текут реки? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Признаки реки и озера. Разнообразие водоёмов. Водоёмы нашего края. Загрязнения природной воды и последствия такого загрязнения.
Практическая работа:
Экскурсия к реке. Фотогазета «Берег реки Челутайка». Коллективная работа по составлению правил сохранения водоёмов. Организация поста «Береги воду» по бережному использованию питьевой воды в школе.
Заочное путешествие по родной стране
Главный город страны – Москва. Чита – столица Забайкальского края.
Практическая работа:
Экскурсия по городу Чита. Обмен мнениями об экскурсии с одноклассниками
Обсуждаем примеры экологических катастроф
Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?
Практическая работа:
Мастерим поделки из бросового мусора.
Поддержание порядка на нашей планете.
Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение
Представители редких организмов (грибов, растений, животных), причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры по их охране.
Практическая работа:
Работа с «Красной» книгой России и Забайкальского края. Выпуск журнала «Редкие животные нашего края». Выступление перед одноклассниками со своими сообщениями.
Изучаем способы охраны природы
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы, ботанические сады и зоопарки, питомники. Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира.
Практическая работа:
Экскурсия в Кавказский биосферный заповедник.
Открываем жизнь в почве
Разнообразие живых обитателей почвы, особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.
Практическая работа:
Работа со справочной литературой. Игра – конференция «Будь природе другом», участие в научно-практической конференции школьников «Я исследователь».
Пополняем наши знания о разнообразии живой природы.
Многообразие растений: знакомство с интересными представителями (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), а также с хвощами и плаунами. Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные, паукообразные. Грибы и лишайники как особые группы живых существ, их разнообразие.
Практическая работа:
Работа со справочной литературой, работа с гербарием. Обмен информацией с одноклассниками.
Итоговая работа по курсу(2ч)
Участие в научно-практической конференции школьников.
Человек и его место на Земле
Изучаем экологические связи в живой природе
Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания, или пищевая сеть, экологическая пирамида. Значение знаний о
пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой.
Практическая работа:
Составление пищевых цепей, экологических пирамид. Работа со справочной литературой (защитные приспособления у растений и животных).
Знакомство с охраняемыми растениями и животными
Охраняемые растения, особенности их распространения. Лекарственные растения, их охрана. Охраняемые животные, причины сокращения их численности и меры охраны. История спасения бобра, соболя, стерха – примеры активных действий человека по охране животного мира. Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам.
Практическая работа:
Экскурсия в ботанический сад г. Краснодара. Сбор цветков, листьев одуванчика, листьев мать-и-мачехи. Обработка собранного сырья, определение готовности к хранению, упаковка лекарственного сырья для хранения.
Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека
Влияние природы на человека и человека на природу. Как отрицательное воздействие на природу влияет на здоровье человека. Охрана воздуха. Охрана воды. Охрана почв.
Практическая работа:
Экскурсия вдоль дороги и в парковой зоне с целью выявления влияния человека на воздух. Посадка комнатных растений.
Мы в борьбе за чистоту на планете. Экология на Кубани.
Загрязнение черноморского побережья, опустынивание плодородных земель, загрязнение реки Протоки.
Практическая работа:
Трансляция знаний через выпуск экологических листовок. Мастерим скворечники. Уборка школьной территории от мусора. Посадка деревьев на пришкольном участке.
Итоговая работа по курсу(4ч)
Подготовка устного журнала «Юный эколог». Выставка поделок. Участие в научно-практической конференции.
- Предполагаемые результаты.
Уровни результатов внеурочной деятельности
Классификация результатов внеурочной деятельности
Содержание | Способ достижения | Возможные формы деятельности |
Первый уровень результатов | ||
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта | Беседа |
Второй уровень результатов | ||
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом | Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать) | Дебаты, тематический диспут |
Третий уровень результатов | ||
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой | Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде | Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов |
Личностные результаты:
- осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение природы;
- осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
- установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметные результаты:
- способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результаты:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
- умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
- овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
- понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
- понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Тематическое планирование для 1(первого) года
№
п\п |
Содержание
(разделы, темы) |
Кол-во часов | Оборудование | |||||||
Аудит | Внеауд. | Всего | ||||||||
Вводные занятия | 1 | 2 | 3 | |||||||
1. | Знакомство с миром природы. | 1 | ||||||||
2. | Экскурсия в парк. | 1 | ||||||||
3. | Конкурс рисунков «Природа моего села». | Альбом, краски, карандаши. | ||||||||
Окружающий нас мир | 10 | 16 | 26 | |||||||
Природа вокруг нас | 1 | 3 | 4 | |||||||
4. | Живая и неживая приро-
да. |
1 | 1 | ИКТ | ||||||
5. | Экскурсия в природу. | 1 | 1 | |||||||
6. | Составление таблицы «жи
вая и неживая природа». |
1 | 1 | Альбом, карандаш, линейка. | ||||||
7. | Изготовление природного лото. | 1 | 1 | Картинки живот-
ных и растений. |
||||||
Животные вокруг нас | 5 | 6 | 11 | |||||||
8. | Кто такие насекомые? | 1 | 1 | |||||||
9. | Коллективная работа «Насекомые на лугу». | 2 | 1 | Цветная бума-
га, клей, нож ницы. |
||||||
10. | Кто такие рыбы? | 1 | 1 | Таблица. | ||||||
11. | Кто такие птицы? | 1 | 1 | Таблица. | ||||||
12. | Обсуждение произведе-
ния Бианки «Чей нос луч ше?» |
1 | 1 | Книги о природе. | ||||||
13. | Кто такие звери? | 1 | 1 | ИКТ | ||||||
14. | Обсуждение произведе-
ния Г. Снегирева «Арал». |
1 | 1 | |||||||
15. | Что такое зоопарк? | 1 | 1 | ИКТ | ||||||
16. | Посещение зоопарка. | 1 | 1 | |||||||
17. | Посещение станции Юннатов. | 1 | 1 | |||||||
18. | Конкурс рисунков о животных. | 1 | 1 | Альбом, краски. | ||||||
Растения вокруг нас | 4 | 7 | 11 | |||||||
19. | Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). | 1 | 1 | Плакаты. | ||||||
20. | Что это за листья? Что такое хвоинки? | 1 | 1 | Гербарий. | ||||||
21. | Изготовление гербария из природного материала. | 1 | 1 | Сухие листья, клей, бумага. | ||||||
22. | Экскурсия по школьному двору сбор листьев разных деревьев. | 1 | 1 | |||||||
23. | Изготовление апплика-
ции из листьев. |
1 | 1 | Листья, клей. | ||||||
24. | Что общего у разных растений? | 1 | 1 | ИКТ | ||||||
25. | Практические работы по распознанию встречаю-
щихся в данной мест- ности растений по герба риям. |
1 | 1 | Гербарий. | ||||||
26. | Работа в парах и группах «Сложи из частей растение». | 1 | 1 | Наглядное пособие. | ||||||
27. | Изготовление макета корня. | 1 | 1 | Альбом, цветные карандаши. | ||||||
28. | Посадка комнатных растений. | 1 | 1 | Саженцы цветов, почва. | ||||||
29. | Выясняем, что такое экология. | 1 | 1 | ИКТ | ||||||
30. | Растения родного
города. |
1 | 1 | |||||||
31. | Животные рядом со
мной. |
1 | 1 | |||||||
32. | Посещение краеведческого музея. | 1 | 1 | |||||||
33. | Подготовка выставки поделок из природного материала. | 1 | 1 | Природный материал. | ||||||
Итоговая работа за полугодие | 2 | 2 | 4 | |||||||
Планета Земля | 13 | 14 | 27 | ||
Наша земля на глобусе и карте | 1 | 2 | 3 | ||
34 | Изображение земли на глобусе и карте. | 1 | |||
35 | Составление плана местности. | 1 | |||
36 | Изображение Земли в рисунках
детей. |
1 | |||
Формы поверхности земли и
земли родного края |
4 | 4 | 8 | ||
37 | Основные формы поверхности
Земли. |
1 | |||
38 | Горы, равнины, низменности, возвышенности нашего края. | 1 | |||
39 | Формы поверхности земли нашей местности. | 1 | |||
4041 | Поделки из пластилина (ГОРЫ, ВУЛКАНЫ). | 2 | |||
42 | Выставка рисунков на тему
«Рельеф-лицо Земли». |
1 | |||
43 | Экскурсия по территории нашей местности. | 1 | |||
44 | Экскурсия по территории нашей местности. | 1 | |||
45 | Форма поверхности земли. Закрепление. | 1 | |||
Водоемы | 4 | 4 | 8 | ||
46 | Куда текут реки? | 1 | |||
47 | Изучаем водоемы нашей мест
ности. |
1 | |||
48 | Фотогазета «Берег реки Челутайка» | 2 | |||
49 | Изготовление макета реки. | 1 | |||
50 | Изготовление макета реки. Продолжение работы. | 1 | |||
51 | Составление кроссвордов на
тему: «Водоемы Забайкальского края» |
2 | |||
52 | Откуда в наш дом приходит
вода и куда она уходит? |
1 | |||
53 | Обитатели водоемов. | 1 | |||
Заочное путешествие по
родной стране. |
2 | 2 | 4 | ||
54 | Просмотр фильма «Чита- столица Забайкальского края». | 1 | |||
55 | Ресурсы нашей страны. | 1 | |||
56 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | |||
Обсуждаем примеры экологичес-
ких катастроф. |
2 | 2 | 4 | ||
57 | Экскурсия на берег реки Челутайка | 2 | |||
58 | Мастерим поделки из бросового мусора. | 1 | |||
59 | Просмотр фильма «Экологические катастрофы» | 1 | |||
60 | Беседа по пройденному материалу, подведение итогов, выводы | 1 | |||
Итоговая работа конкурс | 2 | 4 | 6 | ||
Конкурс рисунков | 1 | ||||
61 | Учимся писать реферат | 1 | |||
62 | Обсуждаем, делаем выводы. Беседа по пройденному материалу | 1 | |||
63 | Конкурсы, ребусы, загадки. | 1 | |||
64 | Тестирование по пройденному материалу. | 1 | |||
65 | Подведение итогов, задание на летние каникулы. | 1 |
Тематическое планирование на 2 год
№ | Содержание (Темы) | Кол-во часов | \Оборудование | ||||
Аудит. | Внеауд. | Всего | |||||
Вводные занятия | 1 | 2 | 3 | ||||
1. | Знакомство с природой нашего села. | 1 | 1 | ||||
2. | Экскурсия по селу. | 1 | 1 | ||||
3. | Выпуск газеты «Экологический вестник». | 1 | 1 | ||||
Поддержание порядка на нашей планете | 11 | 16 | 27 | ||||
Знакомство с живыми существами, которым угрожает исчезновение. | 2 | 4 | 6 | ||||
4. | Животные, занесенные в Красную книгу. | 1 | 1 | ||||
5. | Знакомство с животными, занесенными в «Красную» книгу Забайкальского края. | 1 | 1 | ||||
6. | Посещение школьной библиотеки. | 1 | 1 | ||||
7. | Работа с «Красной книгой» Забкрая. | 1 | 1 | ||||
|
Посещение станции юннатов. | 1 | 1 | ||||
9. | Посещение станции юннатов. | 1 | 1 | ||||
Изучаем способы охраны природы. | 2 | 3 | 5 | ||||
10. | Природа и мы. Охраняемые природные территории. | 1 | 1 | ||||
11. | Как вести себя в при
роде. |
1 | 1 | ||||
12. | Уборка двора школы. | 1 | 1 | ||||
13. | Уборка берега реки Протоки. | 1 | 1 | ||||
14. | Уборка берега реки Протоки. Продолжение работы. | 1 | 1 | ||||
Открываем жизнь в почве. | 2 | 4 | 6 | ||||
15. | Экосистема почвы. | 1 | 1 | ||||
16. | Разнообразие живых обитателей почвы. | 1 | 1 | ||||
17. | Игра – конференция «Будь природе другом». | 1 | 1 | ||||
18. | Приготовление почвы для посадки цветов. | 1 | 1 | ||||
19. | Посадка комнатных растений. | 1 | 1 | ||||
20. | Составление кросссворда на тему:«Почва» | 1 | 1 | ||||
Пополняем наши знания о разнообразии живой природы. | 5 | 5 | 10 | ||||
21. | Богатство природы. Многообразие растений. | 1 | 1 | ||||
22. | Как человек использует богатство природы. | 1 | 1 | ||||
23. | Культурные растения. | 1 | 1 | ||||
24. | Изготовление гербария. | 1 | 1 | ||||
25. | Экскурсия в музей природы. | 1 | 1 | ||||
26. | Экскурсия в музей природы. | 1 | 1 | ||||
27. | Экскурсия в музей природы. | 1 | 1 | ||||
28. | Конкурс рисунков. | 1 | 1 | ||||
29. | Домашние животные — помощники человека. | 1 | 1 | ||||
30. | Человек и природа. | 1 | 1 | ||||
Итоговая работа за полугодие | 1 | 3 | 4 | ||||
31 | Человек-часть живой природы. | 1 | 1 | ||||
32 | Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. | 1 | 1 | ||||
33 | Составление режима дня. | 1 | 1 | ||||
Человек и его место на Земле | 10 | 17 | 27 | ||||
Изучаем экологические связи в живой природе | 3 | 5 | 8 | ||||
34 | Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. Понятия «прямые связи»,«косвенные связи» | 1 | |||||
35 | Сеть питания, или пищевая сеть, экологическая пирамида. Значение знаний о пище-
вой сети и экологи- ческой пирамиде для охраны природы. |
1 | |||||
36 | Составление пищевых цепей | 1 | |||||
37 | Составление пищевых цепей, экологических пирамид. | 1 | |||||
38 | Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой. | 1 | |||||
39 | Проектная работа.
Работа со справочной литературой (защитные приспособления у растений и животных). |
1 | |||||
40 | Проектная работа.
Защитные приспособления у растений и животных. |
1 | |||||
41 | Проектная работа.
Защитные приспособления у растений и животных. |
1 | |||||
Знакомство с охраняемыми растениями и животными. | 3 | 5 | 8 | ||||
42 | Охраняемые растения, особенности их распространения. Лекарственные растения, их охрана. | 1 | |||||
43 | Сбор цветков, листьев одуванчика, листьев мать-и-мачехи.
|
1 | |||||
44 | Обработка собранного сырья, определение готовности к хранению | 1 | |||||
45 | Упаковка лекарственного сырья для хранения. | 1 | |||||
46 | Охраняемые животные, причины сокращения их численности и меры охраны. | 1 | |||||
47 | Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам. | 1 | |||||
48 | Экскурсия в виртуальный ботанический сад
|
1 | |||||
49 | Экскурсия в виртуальный ботанический сад | 1 | |||||
Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. | 2 | 3 | 5 | ||||
50 | Влияние природы на человека и человека на природу. Как отрицательное воздействие на природу влияет на здоровье человека. | 1 | |||||
51 | Экскурсия вдоль дороги с целью выявления влияния человека на воздух. | 1 | |||||
52 | Экскурсия в парковую зону с целью выявления влияния человека на воздух. | 1 | |||||
53 | Охрана воздуха. Охра-
на воды. Охрана почв. |
1 | |||||
54 | Посадка комнатных растений.
|
1 | |||||
Мы в борьбе за чистоту на планете. Экология на Кубани. | 2 | 4 | 6 | ||||
55 | Загрязнение черноморского побережья, опустынивание плодородных земель. | 1 | |||||
56 | Трансляция знаний через выпуск экологических листовок. | 1 | |||||
57 | Загрязнение реки Протоки. | 1 | |||||
58 | Мастерим скворечники. | 1 | |||||
59 | Уборка школьной территории от мусора. | 1 | |||||
60 | Посадка деревьев на пришкольном участке. | 1 | |||||
Итоговая работа по курсу. | 1 | 3 | 4 | ||||
61 | Подготовка устного журнала «Юный эколог». | 1 | |||||
62 | Выставка поделок. | 1 | |||||
63 | Участие в научно-практической конференции. | 2 | |||||
Использованная литература
- Г.В.Трафимова «Секреты и диковинки окружающего мира» — Самара: Корпорация «Федоров»
- Г.В. Трафимова «Тайны далёкие и близкие» — Самара: Корпорация «Федоров»
- Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия»
- Мультимедийный учебник «Мир природы»
- Диски: «Космос»
- «Удивительные растения»
- «Твои весёлые друзья – зверята»
- А.П.Муранов«В мире необычных и грозных явлений природы». – М. 1987.
- Д.Аттенборо«В мире животных». – М. 1980.
- Т.И.Жукова «Часы занимательной зоологии». – М. 1983.
- О.Кургузов «По следам почемучки». – М. 1997.
- С.Н.Прокофьев «Удивительное рядом». – М.
- Детская энциклопедия «Я познаю мир». – М. 2007.
- Универсальный Атлас Мира. – М. 2008.
Описание материально-технического обеспечения программы
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения. | Количество. |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция). | ||
1.
2
3 4 5
|
Головкин Б . Н. О чем говорят названия растений . М.Колос , 1992 .
Дмитриев Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет .М .Детская литература, 1985 . Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких .М.Педагогика ,1982 . Корабельников В.А.Краски природы .М.Просвещение ,1989 . Плешаков А.А.Зеленые страницы .М. Просвещение , 1997.
Программа факультативного курса «Окружающий мир»,2007г. |
Д
Д
Д Д Д
Д |
Печатные пособия. | ||
1. | Наборы сюжетных картинок по тематике, определённой примерной программой кружка. | Д |
2.
3. 4. |
Толковые словари..
Репродукции картин. Справочная литература |
Ф
Д Д/К |
Технические средства обучения. | ||
1
2
3 4 5 6 7
|
Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Видеомагнитофон/видеоплеер (по возможности). Аудиоцентр/магнитофон. Диапроектор. Мультимедийный проектор . Компьютер. Экспозиционный экран
|
Д
Д
Д Д Д Д Д
|
Экранно-звуковые пособия. | ||
1
2
3 |
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения . Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения . |
Д
Д
Д |
Игры и игрушки. | ||
1 | Настольные развивающие игры, лото, викторины. | Ф |
Оборудование класса. | ||
1
2 3
|
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
|
К
Д Д |
Список членов кружка « Мир вокруг нас»
на 2021-2022 уч.год
Адрес публикации:https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/264048-rabochaja-programma-kruzhka-mir-vokrug-nas